Ваша строчка здесь

Малый бизнес как внутренний источник развития


«Мы сейчас достаточно широко обсуждаем программу антикризисных мер правительства на 2009 год и будем вносить необходимые решения, дополнения к этой программе, в т.ч. на базе ваших предложений и таких встреч. Напомню, что программа представляет собой комплекс как уже реализуемых, так и планируемых решений по преодолению кризисных явлений.

Довольно часто звучала критика на предмет того, что правительство применяет «ручное» управление, отдельные меры, связанные с секторами, отраслями, реагируя на текущие вызовы. Однако данные антикризисные меры – это элементы целостной антикризисной политики правительства, и поэтому такой документ, объясняющий логику антикризисных действий правительства, мы и предложим к широкому обсуждению.

При этом мы исходим из того, что внешние условия для российской экономики будут оставаться довольно жесткими, сложными на протяжении ближайших двух-трех лет. Падение мировых цен на нефть, другие сырьевые экспортные товары, резкое сокращение внешнего спроса на традиционные статьи российского экспорта, фактическое прекращение рефинансирования внешнего долга – это три основных каната, через которые мировой кризис воздействует на мировую экономику. И ожидать, что ситуация резко изменится к лучшему в ближайшее время, было бы наивно.

Поэтому при проведении антикризисной политики мы намерены опираться прежде всего на внутренние источники развития, на внутренний спрос, на развитие новых конкурентоспособных производств. Здесь важнейшая роль, безусловно, принадлежит малому и среднему бизнесу. Вследствие чего все проблемы, связанные с малым бизнесом, приобретают особую важность.

Мы надеемся, что, несмотря на кризис, нам удастся совершить серьезный прорыв в развитии малого и среднего бизнеса, что появятся новые малые компании, серия производств, серия новаций. И мы готовы оказывать поддержку, чтобы стимулировать положительную динамику.

Наши ключевые действия в отношении малого и среднего бизнеса ориентированы на несколько направлений. Среди них устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний. Это лишь основные направления, ими не исчерпывается вся политика.

Что касается снятия административных барьеров, еще до разработки программы антикризисных мер эта работа уже началась вместе с вами и на основе многих предложений, которые формулировались и вами, затем совместно обсуждались. Были подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

Так, с 1 июля 2009 года вступает в силу новый закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закрепляется уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности по 13 видам бизнеса. Это такие массовые виды бизнеса, как предоставление гостиничных услуг, бытовых услуг, услуг общественного питания, розничной торговли. Именно здесь находится сейчас подавляющая часть малого бизнеса. И в этих сферах легче будет начать собственное дело.

Плановые проверки малых компаний, что озвучивали неоднократно, будут осуществляться один раз в три года. А внеплановые – только с санкции прокурора. В настоящее время наше министерство ведет разработку необходимой нормативной базы, чтобы обеспечить своевременное вступление норм закона в силу.

В конце 2008 года были приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе, чтобы расширить допуск малых и средних компаний к госзаказу и усилить конкуренцию при размещении госзаказа – это важно не только для малых компаний, но и для эффективности самого госзаказа. По нашим оценкам, такой госзаказ для малых и средних компаний может составить около триллиона рублей в год.

Какие еще меры будут предприняты? Во-первых, требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется как на государственных, так и на муниципальных заказчиков. Квота на закупки для малого бизнеса не только при конкурсном размещении заказа, но и при проведении аукциона также увеличит доступ малого бизнеса при заказе.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба намерена жестко отслеживать выполнение данной нормы государственными заказчиками, выдавать предписание при неисполнении. Мы понимаем, что одно дело – принять закон, а второе – как он на практике реализуется. И в этом случае мы вместе с Федеральной антимонопольной службой будем проводить мониторинг и обеспечивать соблюдение этих норм законодательства.

Принято постановление правительства, в соответствии с которым предполагается увеличить максимальный размер лота при специальных торгах исключительно для субъектов малого бизнеса до 15 млн руб., т.е. в пять раз. Такое увеличение основано в том числе на исследовании, проведенном «Опорой России» в 10 регионах РФ, то есть, по сути, по вашим предложениям.

Подготовлен и проект постановления, существенно расширяющий перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется именно у субъектов малого предпринимательства.

Мы вместе с предпринимательским сообществом подробно проанализировали номенклатуру скупаемых товаров и услуг и включили максимально широкий перечень позиций. Это более 60% всей номенклатуры госзаказа.

Большой потенциал для увеличения участия малых компаний в госзаказе содержится и в развитии электронных аукционов. Статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства именно при таком размещении заказов.

Так, по данным Росстата, в 2008 году при аукционах 21% контрактов размещен субъектами малого предпринимательства. При конкурсах – только 12%. Поэтому мы будем развивать именно те формы, которые облегчают подступы малого бизнеса к госзаказу.

В 2009 году Минэкономразвития проведет отбор электронных площадок для проведения аукционов, и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет одним из основных.

Также необходимо стимулировать участие малого бизнеса при размещении государственного оборонного заказа. Я не имею в виду, конечно, поставки оружия и военной техники, однако контракты на существенные суммы в рамках мособоронзаказа предусматривают заказы на продукцию швейной промышленности, продукты питания.

Пристальное внимание к закупкам и заказу обусловлено тем, что в условиях кризиса заказ, сбыт – это, наверное, одна из самых серьезных проблем. Следовательно, допуск к этим заказам становится существенной поддержкой малого бизнеса.

Сейчас разрабатывается законопроект, который распространяет нормы госзаказа на закупку естественных монополий. И в скором времени мы рассмотрим соответствующий законопроект на одном из заседаний.

Хотелось бы несколько слов сказать о мерах, направленных на имущественную поддержку малого предпринимательства. Принят Федеральный закон № 159-ФЗ, который предоставляет преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий-арендаторов.

По данным мониторинга «Опоры России», уже в 62 регионах в развитие данного федерального закона приняты законы субъектов Федерации, которые устанавливают предельные значения по площади и срокам рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Принято также поставление правительства. Оно будет действовать для тех субъектов Федерации, которые не принимают свои законы, с установлением предельных значений по площади – 1000 кв.м и три года рассрочки соответственно.

Сейчас мы имеем информацию о том, что подана 581 заявка на регистрацию сделки в рамках закона № 159-ФЗ. При этом 392 договора по приобретению имущества уже зарегистрировано. И темпы реализации закона постоянно растут. Для сравнения: с 5 августа по 16 февраля было зарегистрировано 145 договоров, в нынешний момент – 392 договора. То есть с января наблюдаем существенный прирост.

Началось формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в эти перечни, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.
В апреле мы ожидаем принятия постановления и о льготах при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. Мы предложили определенные льготы со скидками по арендной плате. Надеемся, это постановление также будет принято.

Если говорить о начале предпринимательской деятельности, еще одним важным аспектом является подключение к электросетям. Предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с небольшой мощностью – до 15 кВт – не будет превышать 550 руб., а при присоединении до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости оплаты и будет действовать рассрочка на три года.

Помимо всего, принят ряд мер в области налогообложения. Но в целом необходимо признать, что в этой области нам не удалось пока принять существенных решений, которые бы ослабили нагрузку для малого бизнеса, прежде всего производственного сектора.

Тем не менее, с 2009 года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента. Напомню, что ее могут использовать и предприниматели, которые нанимают до пяти человек. Также расширен перечень видов деятельности для применения патента.
Субъектам РФ делегировано право принятия решения по снижению с 15% до 5% налоговой ставки при УСН. И ряд регионов уже принял такие решения. Надо сказать, что их число пока невелико – более 10. Понятно, что регионы сталкиваются с падением своей доходной базы, но я надеюсь, что эта мера будет расширяться, потому что все-таки развитие малого бизнеса является одним из приоритетов.

Кроме вопросов налоговой базы, есть и вопросы в развитии занятости.

Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования, и меры, принимаемые здесь в рамках антикризисной программы правительства, сосредоточены на нескольких направлениях.

Во-первых, это программа Внешэкономбанка, одобренная наблюдательным советом банка 5 февраля 2009 года. На реализацию данной программы государство выделяет 30 млрд руб. в капитал Внешэконобанка. ВЭБ будет финансировать банки, которые предоставляют кредиты малому бизнесу.

В соответствии с региональными лимитами очень важно, что эти кредиты будут стандартизованы. В будущем это поможет Центральному банку рефинансировать такие кредиты. Мы сейчас вместе с Центральным банком работаем над этим. И, по сути дела, увеличиваем инвестиции, идущие на кредитование малого бизнеса.

Программа ВЭБа предусматривает и финансирование небанковских инфраструктур поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы, микрофинансирование, лизинговые, факторинговые компании, которые работают с малым бизнесом.

Во-вторых, отмечу федеральную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы уже говорили, что ее размер и объемы увеличиваются в этом году до 10,5 млрд руб. И сама эта программа становится более гибкой и настроенной на нужды регионов. В первую очередь будут финансироваться направления, связанные с субсидиями по процентным ставкам по регионам. Эта мера, заявленная регионами, одна из самых популярных. Более 60 регионов заявили о том, что они хотели бы субсидировать процентные ставки малому бизнесу и создание региональных гарантийных фондов, которые позволят увеличить доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам.

Распределение субсидий по регионам будет осуществляться пропорционально доле малых компаний, действующих на территории регионов. Поэтому регионы заинтересованы, мотивированы на то, чтобы увеличивать количество предприятий малого бизнеса у себя на территории.

Мы считаем, что реализация мероприятий по дополнительной государственной поддержке малого и среднего предпринимательства только за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году поможет создать и сохранить до полумиллиона рабочих мест.

Мы готовы рассматривать дополнительные меры по поддержке малого бизнеса. Хотелось бы особо отметить направление по административным барьерам. Недавно в правительстве обсуждалась проблема развития конкуренции, где также одним из элементов является сокращение административных барьеров. И мы хотели бы пойти по принципу отраслевому, потому как меры по созданию условий для снятия общих барьеров приняты в законодательстве. На мой взгляд, сейчас нужно активно идти по каждому сектору, по каждой отрасли, выявляя конкретные барьеры, предпринимая конкретные решения по конкретным секторам и рынкам.

Безусловно, если будут предложены дополнительные меры, мы готовы включать их в антикризисную программу правительства и далее реализовывать. Мы нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса как один из ключевых приоритетов антикризисной программы. Это приоритет, который связан не только с созданием новых рабочих мест, но и со структурным изменением в экономике. Малый бизнес – это среда для инноваций, более гибкая, приспосабливающаяся к меняющимся условиям рынка, спроса. Поэтому это тот внутренний источник развития, который мы с вами должны всеми силами поддерживать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий