Ваша строчка здесь

Психологические причины неверных финансовых решений


Психологические причины неверных финансовых решенийКогда дело касается денег, то оказывается, что мы не настолько рациональны, как нам кажется. Это совсем как проблема лишнего веса: чтобы избавиться от него, нужно меньше есть и больше заниматься. Для денег это звучит так: "меньше тратить и больше выделять на сбережения". В обоих случаях мы точно знаем, что нужно делать, но никак не можем заставить себя применить наши знания на практике.

Однако не стоит раньше времени винить себя в иррациональных денежных тратах, предупреждает финансовый портал Bankrate.com, поскольку на то, как и почему мы принимаем глупые финансовые решения, влияет множество психологических факторов и система оценки, формировавшаяся годами.

На самом деле существуют целые научные направления, такие как нейроэкономика и поведенческая экономика, которые пытаются выяснить, чем мы руководствуемся, принимая те или иные решения касательно денег. Они-то нам и помогут. Все, что нам остается - это запомнит наиболее типичные финансово-психологические ошибки и соответствующим образом изменить процесс принятия решения о вложении денег или покупке товара.

1. Манящее слово "халява"

Неважно, насколько умным вы себя считаете, - достаточно одного слова, чтобы вы совершили покупку, которую в обычных условиях никогда бы себе не позволили. Дэн Эрайли, профессор университета Дьюка (США), специалист по поведенческой экономике и автор книги "Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наше решение", говорит о том, что обещание дать что-то"бесплатно" обладает более сильным действием, что обещание скидки.

По мнению профессора, слово "халява" может объяснить, почему люди предпочитают стать владельцами "бесплатной" кредитной карты (без платы за годовое обслуживание) со ставкой по кредиту в 15%, чем платить за обслуживание карты 100 долл. в год при ставке по кредиту в 12%.

Как перехитрить свой мозг: "Каждый раз, когда вы видите слово "бесплатно", рассматривайте это, как предупреждающий знак, сигнализирующий о том, что стоит притормозить и обдумать свой выбор более тщательно", - советует Эрайли. Как следует все просчитайте, не упуская из виду того, с чем вам придется расстаться в результате выбора предмета, который достанется вам вместе с бесплатным приложением. Чаще всего, хоть и не всегда, реальная стоимость "бесплатного" товара бывает довольно ощутима. цены на матрасы не могут быть ниже себестоимости, не забывайте это правило.

2. Ловля на якорь

Агенты по продаже недвижимости часто используют такой трюк: потенциальному покупателю сперва показывают очень дорогие дома, а затем предлагают другой - дешевле. Для неискушенного покупателя дом с более низкой ценой кажется сравнительно выгодной сделкой, даже если эта цена выходит далеко за его финансовые возможности.

Это происходит благодаря происходящему у нас в головах "заякориванию", поясняет Эрайли. Если объяснять коротко, то наш мозг фиксирует первую цену, увиденную в новой для нас категории товара, формируя таким образом, своеобразный "якорь". Именно с этой ценой впоследствии сравниваются все остальные цены. "Этот естественный процесс помогает нам избежать сложностей процесса определения стоимости новой для нас вещи", - говорит профессор.

Как перехитрить мозг: Старайтесь не покупать новые для вас вещи в спешке только из-за того, что покупка вам кажется выгодной. Стоит подождать и обдумать вашу покупку. Дайте вашему мозгу время на то, чтобы принять решение является ли "менее дорогая" вещь именно тем, что вы можете себе позволить.

3. Погоня за мгновенным удовлетворением

Все мы знаем, что следует откладывать деньги на такие вещи, как отпуск, образование и пенсия, однако многие из нас этого по-прежнему не делают. Вы спросите почему? Дело в том, что эти люди не могут устоять перед искушением получить мгновенное удовольствие от покупки чего-то, чем хочется владеть "больше жизни". Особенно, если расплачиваться кредитной картой. И напротив, долгосрочные цели, по словам Джейсона Цвейга, колумниста Wall Street Journal и автора книги "Ваши деньги и ваш мозг", не несут никакого эмоционального заряда. Нет никакого удовольствия в том, чтобы откладывать деньги сегодня, собираясь потратить их через 20-30 лет.

Как перехитрить мозг: Наполните вашу цель в будущем эмоциями. Представьте, что следующий отпуск вы проведете в Европе или что, выйдя на пенсию, поселитесь в уютном коттедже в Крыму. Попытайтесь наполнить ваши мечты максимальным количеством деталей.

"Если ваша финансовая жизнь до сих пор не компьютеризирована, заведите себе специальную папку и складывайте в нее иллюстрации того, к чему вы стремитесь, - советует Цвейг. - Если же вы часто работаете с компьютером, то создайте такую папку прямо на рабочем столе и поместите в нее множество фотографии ваших будущих целей, скаченных из интернета". Кроме того колумнист советует каждой финансовой цели присвоить временную дату, к которой она будет осуществлена. Например: "Сбережения на поездку в Индию 25 июля 2009 года". Так вам будет проще отказать себя в сиюминутном удовольствии. Точно такая же технология используется и при борьбе с лишним весом: человеку проще отказаться от лишнего куска торта, если он четко представляет себе, что он это делает для того, чтобы иметь возможность одеть элегантное платье на выпускной дочери.

4. Мухи и котлеты

Попробуйте решить пару экономических задачек. Вы отправились в магазин, чтобы купить лампу за 1000 руб. Позже вам становится известно, что точно такая же лампа в магазине, расположенном на два километра дальше, стоит 50 руб. Захочется ли вам преодолеть эти 2 км, чтобы сэкономить 500 руб.? А теперь представьте, что вы собираетесь купить мебель для столовой за 50 тыс. руб. Вы случайно узнаете, что точно такая же мебель в другом магазине продается за 49 500 руб, но до него нужно проехать лишних 2 км. Вы поедете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий